Почти каждое утро на втором по значению телеканале «Россия-1» проходит телевизионное шоу (передача) с перехваченным у советского писателя Шолохова названием «Судьба человека». Не самая глупая и не самая пошлая – за тридцать без малого лет контрреволюции какой только пошлятиной ни кормило нас российское телевидение – один «Комеди-клаб» чего стоит, не говоря уж о пресловутом порнографическом по духу «Доме-2»! – нет, до такого уровня новый проект не опускается, но всё же… Всё же такое громкое название ко многому обязывает. Ведь все помнят героя рассказа Шолохова – истинного героя! – и не менее потрясающий его образ, созданный Сергеем Бондарчуком в фильме того же названия. А тут? Что за «героев» мы видим теперь на экране, о каких подвигах они нам повествуют?
В студию приходят, как правило, известные деятели буржуазной культуры, те, чьи фамилии на слуху, и вот начинают: кто-то женился, кто-то развёлся по 3-4 раза… Вот пришёл, например (накануне своего отравления, наделавшего столько шуму) известный эстрадный буржуй Бари Алибасов. Всю свою подноготную он рассказал – как ему было наплевать на все свои семьи, его задача было только – «раскручивать» свои сомнительные музыкальные коллективы, и результат , по его мнению, прекрасный – он безбедно живёт, бывшие члены его коллектива накупили домов… Вот это результат! Какая там музыка! И это при том, что, как он сам говорит, он всю жизнь занимался только музыкой, ради неё бросал все семьи. И так – почти с каждым. На передаче властвует артистократия, и рассказывает она, как правило, не про какие-то свои творческие достижения, а про «успехи» в нынешней буржуазной жизни. Конечно, далеко не только артистократия, есть и представители так называемой «порнократии» — Анфиса Чехова стала играть с ведущим Корчевниковым в любовные игры прямо на передаче, чего стесняться?! Всё гламурненько! Приходит женщина-артистка – грудь нараспашку, и что-то говорит про поясок богородицы. Да, один из главных принципов буржуазной жизни – «грешить и каяться». Есть такая ходячая «байка»: «не согрешишь – не покаешься, не покаешься – не спасёшься». Ну, конечно! Сначала надо сниматься «для денег» в порнографическом журнале, потом – выйти замуж, опять же для денег, за крупного буржуя, а потом – «замаливать грехи»: ездить по монастырям и раздавать часть позорным путём нажитых денег. Это многих гадов путь.
Или вот, например, ярый антисоветчик Рапопорт, живущий сейчас поочерёдно в США и России, который помогал диссидентам в их борьбе против Советской власти, а теперь играет в театре «Современник», — это для них «судьба человека» в буржуазно-классовом смысле.
И кое-кто из зрителей чувствует гнилой душок передачи и пишет в отзывах в интернете о том, что «есть что-то отталкивающее в этом «обаянии» и блаженном взгляде» ведущего. Телезрительнице Анастасии не нравится копание в грязном белье и приглашение таких, как Анна Семенович. А стоит появиться относительно прогрессивному собеседнику – как, например, Михаил Ножкин – и ему уже затыкают рот, тараторят, как написано в другом отзыве телезрителя. В статье «Маниловщина» телезрительница Елена сказала о ведущем, что он совсем недостоверен, не искренен, просто зарабатывает бабло, а до горестей и печалей гостя ему нет дела. По отзыву другого телезрителя, ведущий перебивает абсолютно всех. Справедливо прозвучало и мнение о ведущем как о любителе поковыряться в грязном белье гламурных артистов. Многим не нравятся «развраты и брошенные дети», как сказано в откликах на эту передачу о её участниках, которые «прижились и прижрались» в нашей стране.
Конечно, иногда разбавляют такими как артистка Светлана Немоляева (хотя это редкость) и даже вставляют отрывки из советской классики, например, из фильма «Вольный ветер», чтобы завлечь ностальгирующего обывателя. Как сказано в одном из отзывов, «Передача с таким громким названием, а показывают людей, которые для страны ничего не сделали.»
А в это время вынуждены проводить голодовку, рискуя своим здоровьем, рабочие обанкротившегося подмосковного предприятия «Настюша»; а в это время рабочие семьи стараются выбросить из общежитий или только что выданных квартир, – и в Новом Уренгое, и в Москве на 9-й улице Соколиной горы, на Аминьевском шоссе, д. 11 и т.д., и т.п. Вот это настоящая судьба человека при капитализме! И ни одна собака не вспомнит о них на первых каналах телевидения. Вышла бы потрясающая передача. Но нет: главное – кто как менял супругов.
В советское время людей – во всяком случае, передовой отряд: коммунистов, комсомольцев, просто думающих советских граждан – волновало не грязное бельё артистов, а то, чем жила страна и прогрессивное человечество. Мы радовались полётам в космос и Кубинской революции в начале 60-х, как своё личное горе переживали трагедию Чили в 1973 году, взволнованно следили за успехами партизан Никарагуа, собирали подписи в поддержку коммунистов, томящихся в застенках империализма – таких как Анжела Дэвис – член компартии США или первый секретарь компартии Парагвая, «вечный узник» 20-го века Антонио Майдана… Были, конечно, и обыватели, жадные до сплетен о кино-знаменитостях, но Центральное телевидение их не поощряло. А сейчас желтизна захлестнула экран, хотя чему тут удивляться – ведь власть воспитывает не граждан, а обывателей-потребителей (Чубайс прямо так и говорил – что надо воспитывать именно потребителей!), а таким настоящие герои не нужны, им неприятно сознавать, что кто-то выше их, потому и перетирают сплетни, смакуя худшее в биографиях деятелей культуры и искусства, Следует ещё учесть, что большинство этих деятелей – те, кто или активно поддержал контрреволюцию (из старшего поколения), или охотно принял капитализм (из молодых).
Вспомним опять знаменитый советский фильм: вспомним, как солдат Андрей Соколов, могучий советский человек, прошедший ужасы гитлеровского концлагеря, всю семью потерявший во время войны, всё же выстоял, не сломался, и нашёл в себе силы усыновить бездомного мальчика – вспомним крик счастья, с которым маленький Ванюша бросился на шею отцу – и сравним с мелкими душонками буржуазных дельцов от искусства…
Получается, теперь «судьба человека» — это только судьба буржуя и лицедея, только их считают за людей. А рабочие — шахтёры, строители, станочники; а конструкторы, учёные, преподаватели, врачи?… Сколько среди них тружеников и талантов, благородных и бескорыстных, все силы отдавших труду на благо нашей Родины? Их судьбы складывались порой необычайно драматично, в них было и счастье, и горе, и вдохновение, и радость достигнутой цели… Настоящей, высокой цели, а не «бабла»! Но они никого из телебоссов не интересуют.
Ну что тут можно сказать? Идёт обычное явление – загнивание и перегнивание империализма, проявляется оно и в информационной и культурной сферах. И это есть канун (в относительно долговременном широком смысле этого слова) социалистического революционного преобразования общества.

Г.Алёхин, В.Басистова

Источник